пост 2013Великий пост в 2012 году продолжается с 27 февраля до 14 апреля (по н.ст.). Пасха — 15 апреля. Великий пост разделяется на несколько недель, у каждой из них свой смысл и символика.

Сухоедение — по мере духовных сил. Важно в пост исповедоваться и прощать своих врагов.

 

Подготовительный период к Великому посту

24 февраля; завершается Прощёным воскресеньем, 17 марта). Лестница Великого поста

Неделя о мытаре и фарисее (Лука 18:10-14) – 24 февраля.
Седмица «сплошная» (не имеющая поста в среду и пятницу).

Неделя о блудном сыне (Лука 15:11-32) – 3 марта.

Вселенская родительская (мясопустная) суббота – 9 марта.

Неделя мясопустная (последний день вкушения мяса),
о Страшном суде (Матфей 25:31-46) – 10 марта.

Седмица сырная (масленица), «сплошная» (11–17 марта).

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания.

Прощёное воскресенье (Матфей 6:14-21) – 17 марта.

 

КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА

1. Святая Четыредесятница

Чистый понедельник, начало Великого поста. – 18 марта.

В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 18–21 марта) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия24 марта.

Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского (Солунского) (†1359 г.)31 марта.

Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная (Марк 8:34–9:1) – 7 апреля.

Неделя 4-я Великого поста. Преп. Иоанна Лествичника (VI в.)14 апреля.

Мариино стояние (чтение Великого канона преп. Андрея Критского, полностью, с чтением жития преп. Марии Египетской) – 18 апреля, четверг (реально совершается накануне – 17 апреля, в среду вечером!).

Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста20 апреля. Это единственный (!) акафист, предусмотренный церковным Уставом; причём его пение совершается также только один раз в году – в субботу пятой седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером).

Неделя 5-я Вел. поста. Преп. Марии Египетской (VI в.) – 21 апреля.

Седмица 6-я Великого поста, иначе – «седмица вáий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей») – 22–27 апреля.

В пятницу седмицы вáий, 26 апреля – окончание Святой четыредесятницы, то есть Сорокадневного поста («душеполéзную совершив Четыредесятницу…», – поётся за вечерним богослужением).

Лазарева суббота. Воспоминание воскрешения Иисусом Христом правед­ного Лазаря (Иоанн 11:1-45) – 27 апреля.

Неделя 6-я, Неделя вáий («пальмовых ветвей»), иначе – Неделя «цветоносная», или, в русской народной традиции, – Вербное воскресенье.

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ (Иоанн 12:1-18) – 28 апреля.

 

2. Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа (29 апреля4 мая)

Великий Понедельник (29 апреля). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт гл.37.); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Матфей 21:18–43; 24:3–35).

Великий Вторник (30 апреля). Притчи: о десяти девах и талантах; пророчество о Страшном суде (Матфей 24:36-26:2).

Великая Среда (1 мая). Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Матфей 26:6-16).

Великий Четверг (2 мая). Воспоминание Тайной Вечери и становление Таинства Евхаристии (у всех евангелистов).

Великая Пятница (3 мая) Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа в гробнице Иосифа Аримафейского (у всех евангелистов). (На практике чтение 12-ти «Страстных Евангелий» совершается накануне вечером.)

Великая Суббота (4 мая) Пребывание Господа телом во гробе, сошествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (согласно Священному Писанию и церковному Преданию).

 

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА (5 мая)

Светлая седмица, сплошная (5–11 мая).

Недели после Пасхи

Антипасха (то есть первая неделя (воскресенье) напротив Пасхи), или Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы (Иоанн 20:19-31) – 12 мая.

Радоница (пасхальное поминовение усопших) – 14 мая, вторник.

Неделя 3-я по Пасхе, святых жён-мироносиц (то есть «Неделя женщин, несущих миро»); и память праведных Никодима и Иосифа Аримафейского, тайных учеников Христа (Марк 15:43–16:8) – 19 мая.

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (Иоанн 5:1-15) – 26 мая.

Преполовение Пятидесятницы (Иоанн 7:14-30) – 29 мая, среда.

Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке (Иоанн 4:5-42) – 2 июня.

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (Иоанн 9:1-38) – 9 июня.

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ (Деяния 1:1-12; Лука 24:36-53). – 13 июня.

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора16 июня.

Троицкая родительская суббота (поминовение усопших) – 22 июня.

Неделя 8-я по Пасхе. ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (Пятидесятница) (Деяния 2:1-11; Иоанн 7:37-52; 8:12) – 23 июня.

День Святого Духа («Духов День»). – 24 июня, понедельник.

Неделя 1-я по Пятидесятнице, – праздник «Всех святых». – 30 июня. Этим праздником завершается собственно Триодный цикл; его своеобразным продолжением стал в русской традиции праздник в честь всех российских святых (установлен на Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917–18 гг.). В конце XX столетия стали появляться праздники в честь региональных – сначала вологодских, а затем и других – святых. Богослужебные тексты всех этих национальных торжеств в Цветную Триодь не входят, но печатаются в приложении к майской Минее (часть 3) и в виде отдельных изданий.

«Петров пост» начинается с понедельника, 1 июля

Неделя 2-я по Пятидесятнице, – праздник «Всех святых, в земле Российской просиявших». – 7 июля.

Неделя 3-я по Пятидесятнице, – «Соборы» Вологодских, Новгород­ских, Белорусских, Псковских и Санкт-Петербургских святых. – 14 июля.

 

великий постТРИ ГЛАВНЫХ ШАГА НА ПУТИ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ

ШАГ 1. ОСОЗНАТЬ, ЧТО ТАКОЕ ПОСТ

У многих сегодня сформировался стереотип «я пощусь, если отказался от скоромного: мяса, молочного, яиц». На самом деле, если человек ограничивает себя в еде, но при этом продолжает гневаться, осуждать других людей, завидовать и т. п., постящимся его назвать нельзя. «Пост завещан Христом для того, чтобы, прежде всего, побеждать в себе грех, страсти, духовно-нравственные недостатки, чтобы становиться добрее, — говорит отец Лонгин. — И отказ от тяжелой пищи животного происхождения помогает нам в этом, не являясь самоцелью. Ведь страсть к еде — чревоугодие, лакомство — часто приводит к тому, что люди бывают гневливы, раздражительны. Кроме того, невоздержание в еде может стать причиной болезней. А они, в свою очередь, приводят к угнетению не только тела, но и духа человека». Помогут в понимании сути поста и слова Иоанна Златоуста: «Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления… Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Что пользы, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем».

Так что во время поста придется провести огромную духовную работу. Поможет в этом молитва. «В ней нужно просить помощи у Бога. И Он даст благодать», — говорит отец Лонгин. Конечно, молиться можно в любое время и где угодно, но все-таки нужно ходить в церковь. На вопрос «как часто нужно это делать во время поста?» отец Лонгин ответил так: «Есть заповедь: 6 дней делай дела свои, 7-й день — отдай Господу. То есть нужно хотя бы раз в неделю, по воскресеньям, посещать церковную службу». При этом «графика» прохождения исповеди, по словам отца Лонгина, нет. «У каждого свой опыт духовной жизни, свои внутренние потребности. Поэтому я бы сказал так: во время поста важно исповедоваться и причаститься. А сколько — зависит от разных обстоятельств».

ШАГ 2. ПОГОВОРИТЬ СО СВЯЩЕННИКОМ

Исповедь. Без нее пост будет неполным

К слову, со «своими обстоятельствами» нужно перед постом обязательно подойти к священнику. Ведь вера для несведующего — темный лес, и без специалиста можно наломать дров. Так, священник, учитывая ваше состояние здоровья, образ жизни, посоветует, какой пост будет вам по силам. «Ведь устав поста, в котором, к примеру, предписано по понедельникам, средам и пятницам сухоедение, составлялся для монахов. А у них совершенно другой ритм жизни и духовный опыт», — говорит отец Лонгин. Напомним также, что Церковь разрешает не поститься болящим, путешествующим, малолетним детям, беременным и кормящим.

великий постШАГ 3. ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ СВОИ СТРАСТИ

Еще апостол Павел сформулировал правило: «Все мне можно, но не все полезно. Все мне позволено, но ничто не должно обладать мною». Перед постом поговорите честно сами с собой: какие дурные привычки обладают вами. Может, вы настолько любите спать, что эта любовь не дает вам уделять должное внимание свои близким. Или вы, занимая руководящую должность, привыкли не контролировать свои эмоции и постоянно выливаете свой негатив на подчиненных. В общем, составьте список тех привычек, от которых вы бы хотели избавиться, и постарайтесь во время поста воздерживаться. Со временем вам удастся полностью избавиться от них.

НЕ ДЕРЖАТЬ ЗЛА

Обида, злопамятство лежат камнем на душе. Чтобы их сбросить и войти в пост с легким смиренным сердцем, важно простить своих обидчиков и врагов и попросить прощения у тех, перед кем вы виноваты. «Церковь помогает это сделать. Последнее воскресение перед постом, согласно церковному богослужебному календарю, называется прощеным, — рассказывает отец Лонгин. — В этот день совершаются богослужение, на котором все просят друг у друга прощения. Но важно его попросить и у тех, кто не присутствует на этой службе, но перед кем вы считаете себя виноватыми. Чтобы не было лукавства, с теми, перед кем вам особенно стыдно, лучше поговорить с глазу на глаз».

Тем не менее бывают ситуации, когда понимаешь: подойди к человеку, с кем сложились плохие отношения, — и вспыхнет конфликт. В таком случае отец Лонгин советует просто помолиться: «Есть специальные молитвы для примирения враждующих. Но можно это сделать и своим словами. Скажите: «Господи, прости меня за то, что я с кем-то поссорился. Прости и этого человека. Помоги нам забыть эти обиды. Помоги впредь больше никогда не вступать на путь вражды». С такой молитвой можно поставить свечку за здравие своего обидчика. Но без нее этого не стоит делать. Ведь свеча — это сопровождение нашей молитвы».

ДИЕТА ПРОЩЕНИЯ. В помощь тем, кто хочет простить, есть и психологические практики. Одной из них с нами поделилась психолог Наталья Голицина. Называется она «диета прощения». Этот способ годится для лечения накопленных годами обид. Его надо выполнять письменно, по строгой форме: сначала 7 дней прощают себя, затем столько же — других людей, (например, папу, маму, супруга, ребенка).

Техника проведения:

1. Возьмите листик и пронумеруйте строки от 1 до 70. Каждую надо начинать одинаково: Я, (ваше полное имя) прощаю (на кого пишется диета) за (то за что прощается). В диете нужно выписать все проблемы и травмы, которые были в ваших отношениях с конкретным человеком до настоящего времени. Если обид не хватает, можно повторять уже написанные. Если вам сложно вспомнить давние события, начинайте с тех чувств, которые есть сегодня. Возможно свежие переживания не позволяют поднять «старый мусор».

2. В конце напишите пять позитивных выражений. Например: «теперь я здоровый и уверенный в себе человек и у меня прекрасные отношения с близкими».

3. Диету нельзя писать на компьютере, она должна быть написана рукой — это обеспечивает глубокую проработку на уровне подсознания.

4. Для написания 70 предложений необходимо около 40—50 минут, но если вы никак не можете сосредоточиться, разбивайте диету на три части в день. Написанное не перечитывайте и никому не показывайте.

5. После написания 70 предложений сжигайте листок.

6. Если вы пропустили один день — начните заново (снова 7 дней).

(Просмотров: 11, сегодня: 1)