Рубка деревьев — незабытые народные ритуалы
В прошлом, когда не было тракторов и бензопил, рубка каждого дерева была ритуальным событием. Варварским отношением к лесу можно было навлечь обиду духов леса, а значит несчастья и болезни.
Но заветы предков не забыты и живы.
Но не во все места проникли современные охотники за наживой. Память о старинных обычаях в некоторых частях страны очень крепка. Особенно это видно в северных районах страны — Карелия, Архангельск, частично Вологда. Многие ученые изучали и изучают традиции местных жителей. Логинов Константин, старший сотрудник научного центра Карелии, подтверждает это своими этнологическими исследованиями семейного повседневного быта коренных жителей.
Ему удалось воспроизвести древний ритуал лесорубов. Он использовал данные коренных жителей Обонежья (восточной части). Раньше ритуал рубки дерева для хозяйственных нужд или строительства соблюдали повсеместно. Однако теперь его редко где увидишь.
В древности коренные жители верили в то, что у каждого дерева есть душа. Хотя лес был для них привычен, он всегда оставался уважаемым, но чужим миром. В нем обитали лешие, в существование которых свято верили. Редкие с ними встречи объясняли тем, что они не любят попадаться на глаза. От леса всегда можно было ждать как благ, так и больших неприятностей. Обиженная душа дерева, срубленного даже для благих целей, но не по правилам, мстила своему обидчику. Поэтому, при рубке деревьев, всегда выполнялись определенные обычаи. В наше время какая-то их часть кажется непонятной, но остальные достаточно обоснованы.
Первое, что делал лесоруб – произносил заговоры, предостерегающие его от получения травм при сваливании дерева. В некоторое время рубка живых деревьев не разрешалась совсем. В основном это было связанно с праздниками, такими, например, как святки, пасхальная неделя, церковные праздники. Всё, что можно было делать в это время – рубить уже заготовленные деревья на дрова. При первом выгоне стада коров также заготавливать лес запрещалось – лесные духи могли из мести отравить бурёнок.
Были и особенные, запрещенные для рубки места. У тех, кто осмеливался нарушить обычай, могли "отсохнуть руки". Так духи наказывали тех, кто срубил дерево в роще на кладбище, в лесу на священном или проклятом острове. Примерами таких мест служат Киньгостров, на котором, по легендам, спит чудь, Иламостров со старообрядческим кладбищем, остров Морьостров — с садом умершего владельца хутора. Хотя на нем и растет одичавший сад и множество полезных лечебных трав, высокие деревья-долгожители, но на него наложено сильное проклятие, которое может наказать, осмелившегося нарушить запрет и всю его семью. И в наше время к этому месту без необходимости не ходят.
Еще одним почитающимся водлозерами местом является Ильинский остров. Для своих нужд деревья на нем никто не рубит. Лишь однажды была расчищена поляна для празднования Ильина дня. Но нарушением заповедей это не является, так как рубили деревья не для себя, а для общего дела.
Для строительства нельзя заготавливать материалы в понедельник. Начинать дело в этот день не позволяет поверье в то, что дело, которое было начато в понедельник, может продлиться очень долго. С заготовкой леса стараются справиться как можно скорей. Чем меньше ты занимаешься рубкой, тем меньше опасностей тебя подстерегает.
Перед походом в лес сверяются с календарем и выбирают наиболее удачные, по мнению колдунов, дни. О том зачем идешь, говорить никому нельзя, чтобы не подслушал леший.
Дойдя до места, нужно попросить духов разрешить обосноваться на нем. Затем тщательно нужно проверить деревья – многие из них рубить запрещено. Например, неприкосновенными считались деревья, рядом с которыми отдыхали при переходах, отмечающие дорогу, посаженные людьми, а также те к которым привязывали лодки. Хуже всего повредить колдунье дерево. Не рубили специально посаженные деревья – заклинающие болезнь при рождении детей, перед уходом на долгое время (на войну, на охоту).
Не рубили и те деревья, у которых кто-то умер. Для строительства не годились деревья с гнездом ворона или старые деревья. Главным строительным деревом была сосна.
Когда все деревья были выбраны, нужно было попросить разрешения у духов леса на рубку. При этом необходимо было сказать цель рубки дерева. Перед тем, как начать рубить, всегда прикасались к стволу рукой, обращаясь к душе дерева и прося её не таить зла на лесоруба. Даже в начале нашего века некоторые современные лесорубы чтили традиции и извинялись перед срубом первого дерева.
При несоблюдении ритуалов лесные духи предупреждали два раза. Поскольку никто не сомневался, что за нарушение традиций последует наказание, известно было даже, как будет выглядеть предупреждение. Для начала с топорища слетит топор, затем оно треснет – это должно всем показать, что были допущены ошибки, за которые может быть и более серьезное наказание – у лесоруба могут одеревенеть руки и ноги через некоторое время после работы.
В страхе перед наказанием лесорубы никогда не оставляли топор в пне или дереве. Ночью топор всегда был в жилье, его лезвие было повернуто к стене жилища. Ежедневно с 1 до 2 часов дня было время общей вежливости. Нельзя было желать плохого соплеменникам — именно в это время недобрые мысли и слова могли материализоваться.
Спиленные и срубленные деревья вывозили из леса комлем вперед. Это происходило из-за веры в душу дерева, которое приравнивали к покойнику. Несоблюдение традиции навлекало смерть на лесоруба и его семью.
После доставки на место бревна не трогали 40 дней. Это время нужно для ополаскивания душой дерева тела. Однако это было и технологически правильно. За сорок дней наиболее активно выделялась смола из стволов.
Подобное отношение к деревьям сохранялось не только из-за страха, а также из желания сохранить богатства леса для будущих поколений. Раньше намного больше думали о продолжении своего рода, а не только о сиюминутной выгоде.Рубка деревьев — незабытые ритуалы