Информационное письмо о практике применения ст.ст. 25.2,25.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
01.09.2006 года вступил в силу Федеральный закон от 30.06.2006 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». С принятием данного закона произошли существенные изменения по вопросам государственной регистрации права собственности гражданина на земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, а также на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества. Основной целью изменений действующего законодательства являлось значительно упросить процедуру государственной регистрации прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества.
Реализация на практике положений «закона о дачной амнистии» не вызывает особых проблем, поскольку в силу своей компетенции Управлением Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области (далее — Управление) проводится разъяснительная работа по вопросам применения данного закона.
Основными причинами приостановлений и отказов в государственной регистрации в рамках реализации законодательства о дачной амнистии, являются следующие:
предоставление в качестве правоустанавливающего документа на земельный участок выписки из похозяйственней книги по форме, не соответствующей утвержденной форме Приказом Федеральной регистрационной службы от 29.08.2006 года № 146;
при обращении граждан по упрощенной процедуре за государственной регистрацией права собственности основанием является предоставление документов, не свидетельствующих о праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, либо отсутствие вида права в правоустанавливающем документе. Однако, граждане подают заявления о государственной регистрации права собственности в случае, если земельный участок представлен на праве аренды, праве срочного пользования;
нередки случаи представления на государственную регистрацию кадастрового паспорта, свидетельствующего о создании объекта недвижимого имущества. Тем не менее, документы, свидетельствующие о правах на земельный участок, не предоставляются вовсе, либо свидетельствуют о предоставлении земельных участков для строительства иному лицу (нередки случаи – юридическому).
Обобщение обращений граждан по вопросам государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества в упрощенном порядке
Вопрос: Если право собственности на жилой дом было зарегистрировано в БТИ, но впоследствии площадь дома была увеличена. Документов, разрешающих самовольное строительство нет. Можно ли зарегистрировать право собственности на указанный жилой дом в упрощенном порядке на основании технического паспорта?
Ответ: Как следует из п.4 ст.25.3 Закона о государственной регистрации, если объект индивидуального жилищного строительства создан на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой объект в упрощенном порядке на основании технического паспорта.
При этом следует учитывать, что согласно п.2 ст.25.3 Закона о государственной регистрации обязательным приложением к представляемым документам является кадастровый план земельного участка, на котором расположен соответствующий создаваемый или созданный объект индивидуального жилищного строительства. Представление кадастрового плана указанного земельного участка не требуется в случаях, если:
право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Федеральном законом порядке;
Начните экономить на счетах за электроэнергию прямо сейчас, используя уникальный прибор, который снижает ток потребления электроприборов, за счет чего меньше «крутится» счетчик и, как следствие, снижаются ежемесячные счета за электричество! Подробнее >>>
указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка.
Вопрос: При каких условиях возможно зарегистрировать право собственности на гараж или хозяйственную постройку в «упрощенном порядке»?
Ответ: Во-первых, гараж либо хозяйственная постройка должны быть созданы на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства,
Во-вторых, у заявителя обязательно должны быть правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположены указанные объекты,
В-третьих, заявитель должен обладать информацией о кадастровом номере земельного участка, занятого гаражом или хозяйственной постройкой, который в обязательном порядке должен указываться в декларации об объекте недвижимого имущества.
Вопрос: Какие документы необходимо представить в регистрационную службу для того, чтобы зарегистрировать право собственности на гараж или хозяйственную постройку в «упрощенном порядке»?
Ответ: Заявление о государственной регистрации.
Документ об оплате государственной пошлины, установленной в размере 100 рублей.
Декларация об объекте недвижимого имущества, заполняемая в двух экземплярах.
Правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества (договор купли-продажи, договор дарения, решение исполкома Совета народных депутатов, распоряжение администрации города или сельского поселения, договор аренды и т.д.).
Кадастровый паспорт на земельный участок, занятый гаражом либо хозяйственной постройкой или заключение органа местного самоуправления городского округа, подтверждающее, что указанные объекты расположены в пределах границ земельного участка, на который предоставлены правоустанавливающие документы.
Вопрос: В чем заключается «упрощенный порядок» государственной регистрации прав на гаражи и хозяйственные постройки, установленный так называемым Законом о дачной амнистии?
Ответ: В качестве основания для государственной регистрации права собственности на такие объекты заявителю достаточно предоставить декларацию об объекте недвижимого имущества, заполненную самостоятельно. При этом не нужно обращаться в органы, осуществляющие техническую инвентаризацию объектов недвижимости и составлять технический паспорт на этот объект. Кроме того, не требуется в рассматриваемом случае и получения разрешения на строительство таких объектов, а также документов, подтверждающих факт их создания (разрешение на ввод либо акт рабочей комиссии).
Хочется также отметить, что законодателем в пять раз снижен размер государственной пошлины по сравнению с регистрацией прав на другие объекты по другим основаниям и составляет всего 100 рублей.
Вопрос: Распространяется ли «упрощенный порядок» государственной регистрации на гаражи, построенные в гаражных потребительских обществах за счет выплаты паевых взносов членами кооператива?
Ответ: Действие так называемого Закона о дачной амнистии не распространяется на гаражи, расположенные на земельных участках, предоставленных гаражному кооперативу, поскольку государственная регистрация права собственности на гаражи на основании декларации проводится только в случае, если гараж создан на земельном участке, предоставленном гражданину для индивидуального гаражного строительства или в случае строительства гаража на земельном участке, отведенном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Строительство гаражных боксов в составе гаражного кооператива, как правило, осуществляется на земельном участке, предоставленном для строительства гаражей кооперативу, а не физическому лицу для индивидуального гаражного строительства. Поэтому государственная регистрация прав на гаражи, расположенные на земельных участках, предоставленных гаражному кооперативу, не может быть осуществлена в соответствии с Федеральным законом № 93-ФЗ от 30.06.2006 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества».
В данном случае в соответствии с п. 4 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на гараж возникает вследствие выплаты пая и надлежащим правоустанавливающим документом будет являться справка, выданная председателем гаражного кооператива, подтверждающая данный факт.
Вопрос: В случае, если после государственной регистрации права собственности на основании декларации на гараж или хозяйственную постройку изменились технические характеристика объекта недвижимости (площадь, этажность, назначение) или его местоположение можно ли внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр прав и получить новое свидетельство о государственной регистрации, заполнив и представив в регистрационную службу новую декларацию об объекте недвижимости?
Ответ: Дело в том, что законодателем предусмотрена возможность государственной регистрации права собственности на гаражи или хозяйственные постройки с внесением данных об объекте недвижимости в Единый государственный реестр прав только при первоначальной регистрации. Все последующие изменения технических характеристик объекта должны подтверждаться планом объекта недвижимого имущества, составленного органом, осуществляющим техническую инвентаризацию недвижимых вещей. В связи с этим в случае изменения технических характеристик гаража или хозяйственной постройки после регистрации права собственности на них на основании декларации об объекте недвижимого имущества для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав необходимо предоставить план объекта недвижимого имущества, подготовленный организацией, имеющей аккредитацию на осуществление технической инвентаризации объектов недвижимого имущества.
Является ли само по себе решение органа местного самоуправления о предоставлении (выделении) земельного участка в аренду под строительство объекта недвижимого имущества правоустанавливающим документом на земельный участок, достаточным для государственной регистрации права собственности на такой объект недвижимого имущества в соответствии со ст.25.3 Закона о государственной регистрации, в случае, когда сам договор аренды не был заключен или срок действия такого договора истек?
Ответ: Пунктом 7 статьи 30 ЗК ЗФ установлено, что решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Согласно п.3 ст.5 ЗК РФ арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.
Кроме того, в силу п. 1 ст. 26 Закона о государственной регистрации государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.
Следовательно, правоустанавливающим документом на предоставленный в аренду земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества, предусмотренный ст.25.3 Закона о государственной регистрации, будет являться договор аренды этого земельного участка. При этом договор аренды должен быть заключен.
В соответствии с п.3 ст.433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. Пунктом 2 ст.26 ЗК РФ предусмотрено, что не подлежат государственной регистрации только договоры аренды земельного участка заключенные на срок менее чем один год, а также договоры, заключенные на неопределенный срок. В ином случае договор аренды земельного участка должен быть зарегистрирован.
Вопрос: Земельный участок принадлежит двум гражданам на праве общей долевой собственности в равных долях на основании свидетельства о праве на наследство. Могут ли эти граждане зарегистрировать в упрощенном порядке право общей долевой собственности на расположенный на данном земельном участка индивидуальный жилой дом? Необходимо ли при этом представлять на государственную регистрацию соглашение об определении долей с праве общей долевой собственности на жилой дом? Можно ли соглашением определить неравные доли в праве общей собственности на этот жилой дом?
Ответ: Зарегистрировать право собственности на жилой дом в упрощенном порядке могут. В соответствии со ст.245 ГК РФ, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными. При этом соглашением всех участников долевой собственности может быть установлен порядок определения и изменения их долей в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества.
Вопрос: Можно ли оформить в упрощенном порядке право собственности граждан на гаражи, расположенные на земельном участке, предоставленном на основании договора аренды для эксплуатации данных объектов?
Ответ: Законом об упрощенном порядке не установлено целевое назначение земельных участков, на которых могут располагаться создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества, для строительства, реконструкции которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, и к которым, в частности, относятся гаражи.
Как следует из п.17 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.
Таким образом, права на указанные объекты недвижимого имущества могут быть зарегистрированы в соответствии с положениями ст.25.3 Закона о государственной регистрации.
Вопрос: Согласно п.20.2. ст.333.33 НК РФ за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества взимается государственная пошлина в размере 100 рублей.
В каком размере должна взиматься государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности граждан на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на основании сделок об отчуждении данных объектов недвижимого имущества?
Ответ: В п.20.2. ст.333.33 НК РФ размер государственной пошлины определен вне зависимости от оснований приобретения права собственности на земельный участок (при оформлении прав в упрощенном порядке, либо на основании сделок об отчуждении объектов недвижимого имущества). Поэтому государственная пошлина в указанном случае также должна взиматься в размере, установленном п.20.2. ст.333.33 НК РФ.
Вопрос: Согласно п.2 ст.25.3 Закона о государственной регистрации представление кадастрового паспорта земельного участка не требуется в случае, если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, а также заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающие, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ земельного участка.
В то же время абз.4 п.4 ст.18 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что в декларацию об объекте недвижимого имущества включаются сведения, в том числе, о кадастровом номере земельного участка, на котором такой объект недвижимого имущества расположен.
Согласно примечанию 3 к Форме декларации об объекте недвижимого имущества кадастровый номер земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, указывается в соответствии с кадастровым планом земельного участка.
Возникает вопрос, необходимо ли правообладателю для заполнения Декларации в любом случае необходимо изготавливать кадастровый паспорт земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему объект недвижимого имущества?
Ответ: Несмотря на то, что представления кадастрового паспорта земельного участка в рассматриваемом случае на государственную регистрацию не требуется, Декларация об объекте недвижимого имущества и указанные заключения должны содержать сведения о кадастровом номере земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества (п.4 ст.18 Закона о государственной регистрации). Для получения сведений о кадастровом номере земельного участка гражданин должен получить либо кадастровую выписку, либо кадастровый паспорт земельного участка. Для их получения не требуется проводить межевание ранее учтенного земельного участка.
При этом следует обратить внимание, что кадастровая выписка о земельном участке может быть использована исключительно для заполнения декларации об объекте недвижимого имущества и заключения органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, а также заключения правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающих, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ земельного участка.
Вопрос: В соответствии с п.1 ст.17 Закона о государственной регистрации обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества. Представления паспорта объекта недвижимого имущества не требуется, если паспорт соответствующего объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный Законом о регистрации и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
Согласно п.3 ст.25.3 Закона о государственной регистрации документом, содержащим описание объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство), является, в том числе, декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Требуется ли представление кадастрового паспорта объекта недвижимого имущества для государственной регистрации сделки по отчуждению объекта недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано на основании декларации?
Ответ: Не требуется, поскольку декларация, как документ, содержащий описание объекта недвижимого имущества, уже помещена в дело правоустанавливающих документов.
Вопрос: Можно ли зарегистрировать право собственности гражданина на часть жилого дома или на квартиру составе одноэтажного двухквартирного жилого дома в упрощенном порядке?
Ответ: Согласно п.2 ст.48 Градостроительного кодекса РФ объектами индивидуального жилищного строительства являются только отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.
Жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования, в силу п.2 ст.48 Градостроительного кодекса РФ относятся к жилым домам блокированной застройки.
Пунктом 3 ст.16 Жилищного кодекса РФ установлено, что квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, ни части двухквартирных жилых домов, ни квартиры в составе двухквартирных жилых домов не могут быть отнесены к объектам индивидуального жилищного строительства, а значит и право собственности на такие объекты не может быть оформлено в порядке, установленном ст.25.3 Законом о государственной регистрации.
Вопрос: Можно ли рассматривать в качестве правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества, в случаях, предусмотренных ст.25.3 Закона о государственной регистрации, договор аренды земельного участка, и должен ли этот договор быть зарегистрирован в установленном законом порядке?
Ответ: Законом о государственной регистрации в п. 1 ст. 25.3 не установлен титул, на котором правообладателю должен принадлежать земельный участок с расположенным на нем создаваемым или созданным объектом недвижимого имущества. Следовательно, действие данной нормы может быть распространено также на земельные участки, предоставленные на основании договора аренды. Однако при этом договор аренды должен быть заключен.
В соответствии с п.3 ст.433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. Пунктом 2 ст.26 ЗК РФ предусмотрено, что не подлежат государственной регистрации только договоры аренды земельного участка заключенные на срок менее чем один год. В ином случае договор аренды земельного участка должен быть зарегистрирован.
Кроме того, поскольку в силу ГК РФ и ЗК РФ аренда является обязательственным правом, в случае если право аренды заявителя на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представление правоустанавливающего документа на земельный участок, т.е. договора аренды, не требуется (абз.4 п.1 ст.25.3 Закона о государственной регистрации).
Вопрос: Возможно ли заполнение декларации об объекте недвижимого имущества представителем по доверенности? Если декларация может быть заполнена представителем правообладателя, то необходимо ли отражать в декларации данные о представителе и реквизитах документа, на основании которого он действует от имени доверителя?
Ответ: Исходя из смысла ст.25.3 Закона о государственной регистрации, п.9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п.4 ст.182 ГК РФ заполнение декларации об объекте недвижимого имущества представителем правообладателя допускается. Сведения о представителе и реквизитах документа, на основании которого он действует от имени доверителя, должны быть указаны в декларации об объекте недвижимого имущества. При этом в самой доверенности должны быть указаны полномочия на право подписи Декларации от имени правообладателя.
Вопрос: Распространяются ли положения Федерального закона от 30.06.2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» на объекты недвижимого имущества, возведенные на земельных участках, предоставленных гражданам после введения в действие ЗК РФ.
Ответ: Статья 25.3 Закона о государственной регистрации не связывает возможность проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке с временем предоставления этого земельного участка.
Вопросы, возникающие в рамках регистрационного процесса при государственной регистрации прав в упрощенном порядке
Вопрос: В случае указания неверных данных в Декларации об объекте недвижимого имущества можно вносить оговоренные исправления, либо Декларацию необходимо заполнять заново.
Ответ: В соответствии с п.3 ст.18 Закона о государственной регистрации на государственную регистрацию прав могут быть представленные документы, имеющие оговоренные исправления.
На государственную регистрацию права собственности на земельный участок представлено Распоряжение мэрии г. Новосибирска о предоставлении земельного участка на основании ст.28 Земельного кодекса РФ, ст.15 Закона Новосибирской области от 14.04.2003 № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области» (далее — Закон НСО). Разрешенное использование земельного участка — для эксплуатации индивидуального жилого дома.
Одновременно представлены документы на государственную регистрацию права собственности на жилой дом, расположенный на данном земельном участке. В качестве основания представлен Договор купли — продажи 1989 года не зарегистрированный в БТИ.
Можно ли зарегистрировать права собственности на земельный участок, а также на жилой дом на основании ст.25.3 Закона о государственной регистрации
Ответ: Учитывая разрешенное использование земельного участка — эксплуатация индивидуального жилого дома, полагаем, что отсутствуют основания для предоставления в собственности гражданина земельного участка в порядке ст.15 Закона НСО. Также земельный участок не может быть предоставлен на основании п.7 ст.15 Закона НСО, так как право собственности на жилой дом не возникло.
Одним из главных условием государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства в порядке, установленном ст.25.3 Закона о государственной регистрации, является наличие прав на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Таким образом, отсутствуют правовые основания для государственной регистрации прав собственности на жилой дом на основании ст.25.3 Закона о государственной регистрации.
Вопрос: В выписке из похозяйственной книги (далее — Выписка) указано, что запись сделана на основании Подворового обхода 1997 года, при этом одновременно сданы документы на регистрацию права собственности на жилой дом, расположенный на данном земельном участке, основанием для государственной регистрации выступает Свидетельство о праве на наследство или иной документ датированный ранее 1997г. Часто в выписке в качестве вышеуказанного основания указан документ, на основании которого заявителю принадлежит право собственности на жилой дом. В связи с чем сложилась разная практика государственной регистрации: одни регистраторы просят заявителей принести новую Выписку, в которой в качестве основания должен быть указан документ, на основании которого заявителю принадлежит право собственности на жилой дом, другие регистрируют на основании выписки, в которой сделана запись на основании Подворового обхода 1997г.
Статья 25.2 Закона о государственной регистрации закрепляет особенности государственной регистрации права собственности граждан на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Таким образом, в качестве основания внесения в похозяйственную книгу записи о наличии у гражданина права на земельный участок может быть указан любой документ, свидетельствующий о предоставлении земельного участка до введения в действие Земельного кодекса РФ.
Собственник земельного участка предоставляет Декларацию на жилой дом с правом регистрации по месту жительства на несуществующий объект. Целесообразно ли истребовать дополнительные документы, подтверждающие наличие созданного объекта на соответствующем земельном участке.
Ответ: Согласно п.5 ст.25.3 Закона о государственной регистрации истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в п.1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.
Таким образом, отсутствуют правовые основания требовать у заявителя дополнительные документы, подтверждающие наличие созданного объекта недвижимости, при государственной регистрации права собственности в порядке, установленном ст.25.3 Закона о государственной регистрации.
Вопрос: Собственник индивидуального жилого дома, перешедшего к нему в порядке наследства, предоставляет правоустанавливающие документы на жилой дом. Однако предоставить документы любого прежнего собственника жилого дома на земельный участок возможным не представляется в связи с их утерей.
Ответ: Собственник здания вправе приобрести права на земельный участок, расположенный под зданием, в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ.