Как бывает омрачена наша радость, когда в выходные, переступив порог любимой дачи, в надежде насладиться веселым потрескиванием дров в камине, теплом и чистым воздухом, мы вдруг слышим предательское: кап, кап, кап…
Крыша потекла, ужасаемся мы, кидаясь за тазиком.
Подставляем его под капли с тоской наблюдаем за случившимся. Отдых испорчен, непогода коварно пробралась в наш дом.
Но, может быть, самое время взглянуть на проблему с другой стороны? Ведь дождик в некотором смысле — индикатор, сигнализирующий о неисправностях кровли, которую самое время подлатать, пока не грянули зимние холода. Именно он помогает диагностировать места протечек.
Зачастую, прежде чем появиться на поверхности, вода проделывает длинный и извилистый путь, преодолевая подчас сложную конструкцию крыши.
Тем, у кого крыша "попроще" — шиферная или металлическая с традиционным двускатным профилем, обнаружить трещину или пробоину легче, чем хозяевам многопрофильных черепичных крыш, но в любом случае понадобятся внимание и терпение.
Наиболее уязвимы места примыкания кровли к дымовым трубам, основаниям телевизионных антенн, а также стыки с выступами стен, окон.
Причиной также может быть внезапно треснувшая черепица или отверстие в шифере, которое появилось из-за того, что крепежный гвоздь заржавел или поднялся.
Когда исследуете крышу с чердака, обращайте внимание на любые пятна на стропилах и обрешетке — это улики, красноречиво свидетельствующие о месте протечки.
Запомните зрительно или отметьте те места на крыше, на которые, когда погода исправится и можно будет приступить к ремонту, вы сможете поставить ногу, не рискуя провалиться.
Ведь ваша собственная безопасность не менее важна, чем целостность крыши.
Страдающим высотобоязнью или подверженным головокружениям лучше доверить работу профессионалам.
Остальным стоит прислушаться к рекомендациям людей бывалых.
На сырой или обледенелой крыше не работайте ни-ко-гда!
Надевайте одежду, не стесняющую движений, и обувь на резиновой подошве.
Следите, чтобы лестница была достаточно длинной и не приходилось работать на самой верхней ее ступеньке.
Если на коньке крыши или стропилах отсутствуют специальные крючья для установки лестницы, крепите ее с помощью специального троса (подойдет мягкий трос для буксировки автомобиля).
Перекиньте его через конек крыши, закрепите на надежных балках и завяжите морским узлом.
Ни в коем случае не крепите лестницу и не страхуйтесь сами, обвязывая трос вокруг печной трубы. Она может не выдержать тяжести вашего тела при падении.
Работайте с напарником, он подаст инструменты, а в случае чего подстрахует.
Если повреждения небольшие (трещина, незначительное смещение или пробоина), загерметизировать их несложно. Какой бы ни была ваша крыша — шиферной, металлической, рубероидной или черепичной.
Используйте для этого водонепроницаемый клей, смолу, которые продаются в специализированных магазинах, или же замазку на олифе, купленную или приготовленную самостоятельно.
Из-за большого расхода материала все более крупные повреждения, как правило, заделывают битумной (цена 41,50 руб./кг) или цементной мастикой (33 руб./кг).
Два последних материала после высыхания грунтуют и укрепляют поверху краской.
Для гидроизоляции и герметизации стыков кровли битумная мастика — самое популярное средство.
Альтернативные варианты — готовые покрытия крыш, содержащие битум, или более дорогие, но и более надежные полосы из нержавеющих металлов — нержавеющей стали, алюминия и др.
В продаже встречаются также самоклеящиеся полосы с алюминиевой фольгой, обратная сторона которых обладает адгезионными (клеящими) свойствами (ролик длиной 12,5 м, шириной 8 см — 2557,50 руб.).
На время можно заделать стыки и простой замазкой.
Вначале тщательно очистите район повреждения от грязи, ржавчины или лишайника (его можно уничтожить, обдав крутым кипятком). Только когда место, нуждающееся в заделке, просохнет, нанесите выбранный материал.
Более обширные по площади повреждения устраняют с помощью заплат из различных самоклеящихся материалов, продающихся в магазинах, и самодельных — из металла, рубероида, брезента или любой плотной непромокаемой ткани.
При ремонте металлических поверхностей накладывают заплатки из того же металла и используют мастики, содержащие битум.
Чтобы не было коррозии, новые изоляции или гвозди, использующие для крепления заплат, должны быть из того же металла, что и старые.
Аккуратно заделывайте края: для надежности и эстетики сверху покройте заплату водонепроницаемым покрытием. Они бывают самых разных цветов — белые, терракотовые, зеленые, серые и пр.
"Доморощенную" заплатку из водонепроницаемой ткани кладут на замазку на олифе или краску, а после высыхания последних окрашивают.
В любом случае заплаты должны на 6-10 см перекрывать со всех сторон площадь ремонтируемого места.
Когда вы заменяете вышедшие из строя черепицу, или шиферный лист, или проржавевшую металлическую полосу, стараетесь придерживаться двух важных принципов.
Первый — заменяющий материал по размерам и качеству должен быть точной копией предыдущего.
Второй -затрагивать соседние элементы покрытия нужно как можно меньше.
При глубоких пробоинах "слоеных" рубероидных крыш поврежденные слои обычно разрезают крест-накрест и отворачивают углы, после чего их очищают, просушивают, грунтуют, шпатлюют (битумной мастикой с добавлением песка, опилок и т.д.) и заклеивают обратно.
Завершают работу одной или несколькими заплатами из рубероида, каждая из которых должна быть больше предыдущей приблизительно на 10 см. Их смолят и для прочности посыпают песком или гравием, мраморной крошкой.
Кстати, приступая к работе с рубероидом, рабочую сторону нужно очищать от присыпки, которой покрываются листы, чтобы они не склеивались при транспортировке.
Сэкономив на материалах, вы рискуете обнаружить, что "дешевая" рубероидная крыша не так уж мало вам стоит. Ведь под нее нужна сплошная обрешетка, и каждый год ее требуется обрабатывать мастикой.
А потратившись на черепичную, вы на долгие годы избавитесь от хлопот. И она со временем сможет стать вам "дорога" не только в финансовом смысле.
Не забывайте ухаживать за крышей. Словом, следите, чтобы климат в доме находился под вашим контролем.
При авральных работах требуется не только сноровка, но и хорошая память. Ведь то, что вы делаете временно, потом желательно переделать "навсегда"
Не торопитесь, заслышав стук капель по полу, забираться на крышу. Лучше некоторое время послушать музыку дождя, чем потом долго, долго лечить сломанные кости.
Не пренебрегайте техническими новинками — нержавеющими кровельными гвоздями, устройством для удаления гвоздей. Первые избавят от проблем в дальнейшем, вторые -значительно облегчат работу